Яндекс.Метрика

​Минобрнауки освободило абитуриентов от мучений с электронной подписью при подаче документов в вузы в режиме онлайн, а иногородних студентов — от оплаты общежитий, откуда те съехали с началом пандемии. Об этом, а также о том, что новый учебный год, скорее всего, будет сочетать очное и дистанционное обучение, сообщил в ходе прямой линии 5 июня глава ведомства Валерий Фальков.

При этом главные вопросы из числа реально волнующих систему образования, как заявили нам в профсоюзе «Университетская солидарность, так и остались без ответа».

К облегчению подавляющего большинства абитуриентов, окончательно разъяснился частный, но весьма острый вопрос о том, требуется ли их электронная подпись при подаче документов в вуз в дистанционном режиме:

- Никакой электронной подписи не нужно, причем не только в нынешнем, но и в будущих годах – заверил министр. - Есть четыре способа подачи документов: традиционная; через электронную систему вуза; по почте; а также тестируемая в этом году онлайн-подача через портал госуслуг. И ни одна из этих моделей не требует наличия электронной подписи.

Гораздо меньше ясности оказалось в ответе на вопрос о том, как будут учиться студенты в будущем учебном году. В зависимости от ситуации с пандемией коронавируса, в министерстве не исключают, что очное обучение в вузах, хотя и возобновится, но не в полной мере: «Возможно, мы сделаем не очень большие учебные группы. А, возможно, будет использована гибридная модель обучения — сочетание очного и дистанционного обучения, когда кто-то учится в аудитории, а кто-то онлайн», - разъяснил Фальков. В любом случае за лето преподавателям стоит пройти повышение квалификации навыков работы в режиме онлайн, дал понять он: «С нового учебного года все должны быть готовы на 100%. Впрочем, дистанционное обучение — не альтернатива очному, а лишь дополнение к нему».

Министр признал, что с переходом на дистанционное обучение нагрузка преподавателей значительно возросла. Признал он и необходимость разгрузить преподавателей. (Правда, в основном в этой связи он помянул лишь об экономии времени на дорогу в вуз при дистанционном обучении). Но никаких сокращений педагогов, по его словам, быть не должно, и в том числе тех, кто так и не смог освоить преподавание в режиме онлайн. Студентов в силу демографических процессов с каждым годом становится все больше. Так что работы хватит всем, а если где-то начнутся сокращения — можно пожаловаться в Минобрнауки. Недопустимо, по словам Фалькова, и сокращение преподавательских зарплат: на эти цели уже в июне вузы получат из госбюджета 41,5 млрд руб., а в сентябре и в науку, и в высшее образование пойдут новые средства.

Студентов также поддержат. Правда, стоимость обучения в связи с переводом на дистанционную форму в этом году им в целом не скостят — это может произойти лишь там, где удастся доказать падение качества обучения после перевода в онлайн. Но студентам позволят не платить за общежития за тот срок, что они там не жили, разъехавшись на самоизоляцию по домам (скорее всего, эти деньги им перезачтут в счет будущего проживания). Плюс к тому учащимся обещают сохранить плату за обучение на уровне 2019 года, а заодно – помочь с подработками. Как оказалось, достигнута договоренность со 150 вузами, которые после завершения эпидемии обеспечат студентов работой — например, в своих приемных комиссиях или в летних лагерях отдыха. Еще около 60 тыс. студентов смогут поработать летом в студенческих стройотрядах.

- Вопросов, касающихся реальных проблем преподавателей и университетов, я услышал буквально парочку: про сокращения и про нагрузку, и ответ был витиевато-бессмысленным, - заявил «МК» сопредседатель профсоюза «Университетская солидарность» Андроник Арутюнов. - Министр не сказал ни про нормирование учебной работы, ни про исполнение майских указов, ни про беспредел со срочными трудовыми договорами.

Ничего из по-настоящему важных для вузов вещей. По всей видимости министерство абсолютно не настроено на решение реальных проблем в высшей школе, и знать не желает о реальном состоянии университетов.

Не буду врать, что сильно удивлен, но все равно обидно. Хочу сказать в качестве резюме, что если министерство все же решит, что ему интересно заняться улучшением высшего образования, то самым мудрым будет начать со списка присланных нами вопросов и с диалога не со специально отобранными функционерами и прихлебателями, а с независимыми общественными организациями. Без этого понять, что происходит в российском высшем образовании Фалькову явно не удастся.

МЕЖДУ ТЕМ.

Как отметили в Рособрнадзоре, в пунктах сдачи ЕГЭ могут появиться экспресс-тесты на выявление COVID-19. Однако окончательное решение пока не принято.

Марина Лемуткина

Абитуриентов 2020 "избавили" от электронной подписи